16.03.2016

Брак в керамике. Часть I


Пострадавшая кружка мастерской Sunflower Art

Фраза "хорошее дело браком не назовут" давно стала крылатой. И пусть в фильме речь шла о другом, любой керамист сейчас, уверена, согласно закивал.  Брак случается в любом виде творчества, но мало где так часто и непредсказуемо, как в керамике. В этом есть, конечно, и плюсы. Мало того, что процесс изготовления изделий из глины в принципе не дает мастеру возможности использовать "силу последнего момента" и откладывать заказы на ночь перед их сдачей, так еще и требует основательного временного запаса на всем известный случай "а вдруг что...".


Где же на пути создания изделия прячутся неожиданности и опасности? А практически на каждом шагу.
Сначала изделие сохнет - и это всегда риск. Потом оно обжигается - снова риск! И на этапе глазурного обжига, если он предполагается, многое может пойти не гладко. Более того, зачастую случившийся брак уже невозможно исправить. Впрочем, нередко он оборачивается неожиданным декоративным эффектом или просто сужает диапазон использования вещи -  кто из нас не сажал цветы в треснувшие чайники или чашки?


Фото взято отсюда

Но, пожалуй, введение пора заканчивать и переходить к делу: описанию "случаев на производстве" и красочным иллюстрациям глиняных катастроф.
В этой статье я расскажу о том, что может произойти в процессе сушке и утильного (он же бисквитный) обжига. А в следующей - о разнообразии сюрпризов глазурного обжига.
Итак, изделие слеплено и с ним, вроде, все в порядке. Теперь, прежде чем пойти "в топку", оно должно высохнуть. В процессе сушки глина дает усадку до 30%, и здесь кроется опасность возникновения трещин. Зависит этот "спецэффект" от многого, в том числе от самой глины (есть глины более склонные к треску, есть менее) и от формы, пропорций и толщины стенок будущего изделия.  Чем больше размер изделия, чем толще стенки, тем дольше и аккуратнее нужно его сушить. Мелкие и тонкие элементы (в том числе края) сохнут в первую очередь, и если усадка идет неравномерно и быстро (например, стенки горшка уже высохли, а более толстое дно еще нет) - трещины не избежать.


Фото предоставлено Любовь Лапиной

Что делать: если трещина поверхностная, маленькая - можно попробовать загладить или затереть влажной губкой (зависит от степени подсыхания глины), если сверху предполагается глазурь - возможно ее даже не будет видно. Если трещины суровые и сквозные, сделать уже ничего нельзя. Так что либо в переработку, либо - если изделие дорого как память - оставлять как есть.




Например, миска для сухофруктов и орешков с трещиной в дне ничуть не потеряла в функциональности, стакан с сильными трещинами в верхней части, залитыми глазурью, пригоден для хранения ручек и кисточек, а чашка с залитыми глазурью не сквозными трещинками, стала одной из любимых домашних чашек.


Работа мастерской Sunflower Art

Предположим (и всячески пожелаем этого друг другу), изделие успешно высохло и готово к обжигу. Ставим в печь и на этом этапе, в общем-то, выдыхаем. Если изделие хорошо просушено, печь знакомая, с программатором и термопарой, сюрпризов на этом этапе быть не должно.
Хотя изредка, конечно, случается нежданчик. И партийная кличка у него  - "бдыдыщ!".
В изделие закрался пузырек воздуха, который при нагревании расширился?
Бдыдыщ!
Вы поторопились и сунули в печь не до конца высохшее изделие?
Бдыдыщ!
Вы копали глину сами и недостаточно хорошо ее очистили; внутри изделия притаился комочек извести?
Увы, часовой механизм тикает, прислушайтесь... ну, вы поняли. Он.
Бдыдыщ.

Что делать: тут, конечно, чаще всего только руками развести можно, да осторожно вымести ошметки из печки, порадовавшись, что это был не глазурный обжиг. Но иногда везет и не все потеряно. Однажды у меня во время обжига отвалилось дно от чашки, но отвалилось удачно - немножко ниже собственно линии дна, то есть чай пить можно было, а вот куска чашки недоставало. Я вышла из ситуации следующим образом: посадила этот кусок на глазурь и оставила совершенно прекрасную чашку себе. Некоторые свидетели утверждают, что чашке эта грубая трещина только придает шарма, а я и рада - ну когда еще себе-то чашку сделаешь?


Кружка мастерской Sunflower Art

А вот еще история, местами детективная, местами трагичная. Однажды я обжигала в своей  печи работы коллеги и друга - Карины Гезацян. Это был звенящий гранат, о конструкции которого я на тот момент еще ничего не знала. Я спокойно сидела работала, печка жгла, и в друг я услышала тот самый "бдыдыщ", но решила, что это на складе за стенкой. спустя какое-то время печь запищала и выдала резкий перегрев. Я сильно удивилась и открыла дверцу. Внутри бушевало пламя.
Степень моего удивления от того, что в печи с толстым слоем изоляции что-то горит, не передать. Потом я выдохнула, закрыла дверцу, кислород кончился, огонь погас. Только позвонив Карине и узнав, что внутри гранатов была бумага, я поняла природу пожара.  Гранаты были с "семечками", семечки в бумаге, а сверху уже "тельце" граната. В одну из семечек попал пузырь воздуха, нагрелся, расширился - рванул. Гранату в прямом смысле снесло крышу, бумага загорелась. В общем, все закончилось благополучно, а из травмированного граната получилась, на мой взгляд, отличная шкатулочка.
А вот одна из трубок, которые мне однажды принесли на обжиг. Автора, к сожалению, не помню. Все обожглись прекрасно, а этой не повезло. Зато отлично видно, как выглядит причина взрыва.



В общем-то, страшилки на тему неприятностей во время сушки и обжига на этом вроде бы и закончились.
Но есть еще один не упомянутый момент, который случается не так часто, но тоже стоит внимания.
Это пережог. Я допустила в начале этой части рассказа оговорку: "печь знакомая, с программатором и термопарой", то есть вы совершенно уверены в том, что она нагреется до известного и заранее спланированного предела.  Однако, бывает все: ломаются программаторы и термопары, вы случайно нажимаете не ту циферку на панели управления, или печь вовсе даже не электрическая.
Что же тогда? Ну, тогда либо спецэффекты, либо горе вселенского масштаба.
Спецэффекты пережога выглядят вот так.Меняется цвет, изделие деформируется, может потечь, вылезают в виде "прыщей" на поверхность камешки, если они были в глине.
Эта фотография взята из группы "Керамика из Камлака", по ссылке можно прочитать статью ребят о нарушении температурного режима.



Фото из группы "Керамика из Камлака"

А вот это - горе вселенского масштаба.
Так выглядят последствия сильного пережога в большой и дорогой печи.


Фото из блога Юрия Осинина

Подробности трагедии можно узнать в журнале автора, а я на этом закончу эту часть статьи и пожелаю всем керамистам и тем, кто только собирается ими стать, никогда не увидеть такого в своей печи, сколько бы она ни стоила.




Автор рубрики - Александра Золотарева, керамист
Керамическая мастерская Sunflower Art

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Яндекс.Метрика