13.04.2015

Оля, которая вяжет свою мечту



Оля Бойко - образец для подражания и неиссякаемый источник вдохновения для многих. Вязание становится модным, мастер-классы со спицами в руках становятся трендом, а Оля с горящими глазами рассказывает о своей любви к Петербургу, своем пути в вязании и многом другом.



Оля, привет! Расскажи для начала — как давно ты вяжешь? Как давно вяжешь для себя, где и когда научилась?

Вяжу я давно. Как и всех, меня научила мама, классе во втором-третьем. Мама блестяще вязала, особенно в тех условиях которые были в СССР, с дефицитом всего и низким качеством. Я не знаю даже, где она все это добывала и как узоры вывязывала — журналы тогда было практически не достать. Спицы папа точил из велосипедных. Училась вязать я на спицах, которые липли к рукам, у которых леска заворачивалась в 2-3 раза, ну и плюс у меня в наличии была не очень качественная и колючая шерсть. Но, тем не менее, все это не отбило у меня желания. Когда мама меня учила, шерсти было не достать, и она выделила мне один клубок. Передо мной стояла задача учиться вязать элементарные вещи, у меня были клубок и спицы — в течение дня я отвязывала, а когда клубок кончался, показывала результат маме и мы все распускали, чтобы начать вязать сначала. Таким образом у меня нарабатывался навык. Учила она меня и спицами и крючком параллельно.

Самое первое воспоминание о том, когда я уже конкретно начала этим заниматься — это третий класс, зимние каникулы. Я жила в Мурманске — неделю сидишь дома, смотришь фильмы, на улице вьюга и минус 30. У нас с мамой была тонкая темно-коричневая колючая шерсть, и у меня был журнал со свитером с ромбами и красивым овальным вырезом на горле. И я подумала — «Почему бы мне не связать свитер?» — взяла и замахнулась. Всю неделю я его вязала-распускала, вязала-распускала, потому что не понимала на тот момент тонкостей, что в журнале описание для определенной пряжи и спиц, и все не могла понять, что же я неправильно делаю. Но упорству моему не было конца, я посвятила этому всю неделю. Свитер у меня, конечно, не получился, но и запал не пропал.



В дальнейшем это было вязание для Барби, юбочки-сарафанчики. Шить я не умела, а мама с папой купили куклу и хотелось для нее всяких разных нарядов, на разные времена года. Еще я пошла в кружок по вязанию Дома пионеров, и там училась вязать салфетки крючком и первые кружевные топики на лето. Вязали мы из ниток, которые назывались «Ирис». Они были либо в маленьких моточках, либо в пасме нескрученной. Но так как я жила в маленьком городке, для нас их достать тоже было большой проблемой, и когда кто-то из преподавателей ехал в Мурманск, все девочки писали ему письмо – «Я хочу пасму или моточков 5 голубого цвета». Но так как человек едет один раз в Мурманск и возвращается, то внизу приписывали: «если не будет голубого – привезите, пожалуйста, розовый, не будет розового – возьму зеленый, не будет никакого – ну тогда белый. Но только привезите».

Потом был большой перерыв и я повязывала просто для себя что-то. Я помню, что брала очень сложные скрупулезные модели, вязала крючком в основном. Это было, когда я переехала в новый город, у меня не было друзей, мне было грустно, мне не нравился город и я помню, что постоянно смотрела программы о моде, как Наоми Кэмпбелл шла по подиуму, и одновременно вязала. Потом переехала в Петербург. А у меня еще с детства было, что я стеснялась того, что вяжу, никому не показывала. В Петербург я попала в кризис и не смогла устроиться на работу. Смотрю — что-то в интернете вязание популярно и девочки не стесняются. Думаю — «а я что, хуже? Свяжу». Что-то связала, показала в ЖЖ, и пошли шапочки-варежки. Я же в Петербург переехала — как не пофотографировать красивый город и мои шапочки на его фоне? И еще руки в своих варежках. Ходила снимать, например, на каток напротив Александринки. Собственно, с этого времени началось самое продуктивное вязание на результат, на вещи.



Потом я начала вязать на заказ — люди видели в блоге фотографии и просили связать им. Сначала я не брала за это деньги — присутствовало какое-то стеснение, мне казалось, что ручная работа как-то не ценится. Тем более вяжу-то подружкам. Потом начали просить подружки подружек, а времени уже не хватает. Я говорю — «Свяжу за столько» — «О, давай, устраивает». Потом подружка показала подружке и пошло сарафанное радио. Но тут я устроилась на работу и не было времени, чтобы плотно заниматься вязанием на заказ. В октябре-ноябре прошлого года ситуация поменялась, я решила отдохнуть и подумала — «Повяжу-ка я для себя». Ушла с работы. Прежде, чем искать новую работу, хотела отдохнуть эмоционально, набраться новых сил  и решить, куда же мне дальше двигаться. Ну и как-то плотненько занялась шапками. Тут начал развиваться Инстаграм, группа моя ВКонтакте, и тут я понимаю... что уже март, прошло полгода, время пролетело как неделя-две. Потому что в итоге получилось что я не только вяжу, но еще и рекламирую свое вязание в Инстаграме, в группе. Я и закупщик, и отправитель посылок — ведь мои шапки гуляют не только по России, у меня есть клиентки в Нью-Йорке, мои шапки ездят по миру — Лондон, Париж, Альпы, и я собираю фотографии своих шапок-путешественниц. Сейчас вязание уже превратилось в работу. В итоге я сама себе директор, хозяйка моего маленького дела.

 

Порой бывает, что не хватает часов в сутках. Я встаю в 10-11, провожаю мужа на работу, завтракаю и у меня начинается полноценный рабочий день — я отвечаю на письма, изучаю на сайтах пряжи новинки, специальные предложения, скидки, знакомлюсь с новыми сайтами. Я вяжу только из качественной пряжи, потому что мне хочется, чтобы вещь доставляла удовольствие. Кроме того, вязание для меня радость, поэтому если я возьму дешевую пряжу, которая скатается даже не от первой носки, а в процессе вязания, то удовольствия я не получу, и еще она будет колоться. Когда начался кризис, пришлось подстраиваться под ситуацию. У меня были какое-то запасы. Еще я нашла немного дешевле аналоги, неплохие по качеству, которые меня удовлетворяют, и сейчас даже разработала сетку цен. На некоторые модели есть два уровня цен — например, из итальянского 100%-мериноса или же есть антикризисный вариант, связанный из шерсти не итальянского производства, есть куча других производителей, но там, например, с акрилом. Он не чувствуется, нитка тоже хорошая, но в составе акрил есть. И, соответственно, ставлю меньшую цену, клиент выбирает. Плюс я постоянно мониторю новинки, потому что, когда ты занимаешься любимым делом, тебе постоянно недостаточно того, что у тебя есть. Раньше у меня так было по вещам, когда я fashion-блоггингом занималась, а сейчас так по спицам и пряже.



Вернемся к моему дню. Потом я отвязываю в течение дня, вечером опять отвечаю на почту. В нашем питерском осенне-зимнем климате надо умудриться все отфотографировать до 2 часов дня, пока есть хоть какой-то свет, и то не каждый день. Сейчас, весной, уже полегче. Вечером — у меня нет такого, что я работаю с 10 до 7 – бывает, что работаю и до 3 ночи, потому что после 12 приходят в большинстве случаев озарения, которые утром почему-то исчезают. Даже пыталась их на бумажке записывать – все равно утром уже не хочется. К супер-идеям я прихожу только ночью. Надо что-то с этим сделать — может, софт-бокс купить, чтобы ночью фотографировать?

Расскажи, кем ты была до того, как нашла дело твоей мечты, которое тебе так нравится?

Вообще по образованию я педагог, логопед, но я никогда не занималась этим профессионально. Закончила университет по этой специальности и несколько лет проработала в офисе. Начала с секретаря, занималась канцтоварами, потом перешла в коммуникации, интернет-телефонию, потом был небольшой опыт интернет-рекламы.

Ты что-то взяла из рекламного опыта, ведь ты занимаешься сама своим продвижением?

Я больше взяла не по работе, больше приходит интуитивных открытий, когда ты понимаешь, что тебе надо что-то сделать в каком-то конкретном направлении, и ты смотришь по сторонам, что делают другие. Но важно то, что не надо никого копировать. Потому что даже если ты купишь книгу, как надо рекламировать себя в Инстаграм, и начнешь по пунктам делать все, как там написано — постить в определенные моменты, ставить хэштеги — это не работает. Работает только твоя интуиция, на ней выезжаешь. У меня опыт небольшой, но в нем именно так.

 

Блоггерство мне очень помогло. Когда ты пишешь в блог, видишь реакцию людей на посты, картинки, понимаешь, что больше нравится, а потом применяешь этот опыт к вязанию. Применяешь, анализируешь и делаешь выводы — «так, эта фотография больше понравилась». Но бывает и так, что наделаешь таких выводов, постишь с утра фоточку, которая должна понравится сильно — а она не понравилась. Я с уверенностью могу заявить, что нет никаких прописных истин. Даже если бы существовала книга с инструкцией «Как рекламировать вязание», то она бы не работала. И еще я поняла, что очень важно делать все от души. Потому что когда ты что-то выдумываешь, или наоборот — делаешь как все, в тренде и модно — это видно. Когда от души — человек с другой стороны это чувствует, находит в этом отклик.

Планируешь ли ты собирать команду?

Я думала об этом, но пока у меня не такие объемы и пока самое важное и главное — внутренне я этого не хочу. Доверить никому пока не могу. Я вижу, какой высококачественный продукт произвожу, и если кого-то нанимать, то нужен постоянный контроль. Есть я, моя идея и моя реализация. Все вяжут по-разному, и пока я буду вязать только сама. Мне не хочется, чтобы это были масштабные объемы, мне ближе, чтобы это было что-то индивидуальное и уникальное. С полным погружением и вниманием к клиенту. Бывает, что заказчик пишет письмо, мы подбираем цвет и  я настолько проникаюсь, что понимаю, какой точно оттенок пряжи подойдет именно этой клиентке. Для меня это кайф. У меня есть постоянные клиенты, я вяжу family-looks. Знаете, как классно, когда мне присылают фотографии, где дочка и мама в одинаковых снудиках и шапочках! У меня сердце радуется и щемит. Весной я хочу сделать перерыв, я немного устала вязать нон-стопом. И хочется чего-то нового. У меня уже столько новых моделей в голове! Новые клиенты приходят и говорят «Оля, свяжи мне шапку как у тебя в Инстаграме!», а я им предлагаю какую-то новую, другую. И сейчас, весной, я хочу вязать такие забавные шапочки, опять-таки, хорошего качества, для детишек, потому что это так мило.


Фотографии из instagram Ольги

На отпуск план поэкспериментировать?

Планы на отпуск огромные. Во-первых, я хочу посовершенствоваться в вязании свитеров. Шапок и варежек мне мало. Но я не хочу так — связал 4 прямоугольника и сшил. Я хочу построить выкройку, вырезать вытачку, чтобы все идеально сидело. Мне очень хочется развиваться. У меня есть планы по свитерам, мне очень нравятся вязаные пальто. Надо сесть, взять книжку, потом найти того, кто вяжет  лучше меня и взять у него пару уроков. Я связала свой первый свитер по выкройкам, он идеально связан. Но это было давно и я уже все забыла, сейчас мне надо все восстановить, отвязать первый по всем правилам, второй закрепить и третий чтобы я уже наизусть вязала. Я накупила разной пряжи, сейчас весна — пошли заказы на хлопковые шапочки, на полухлопок. Я одну отвязала, вторую отвязала, тестирую разные пряжи. И на весну-лето огромные планы. Плюс всегда есть планы отвязать шапки вперед — потому что их ведь можно купить не только у меня. Например, есть Наташа Лескова — наш дизайнер, как и я, безумно влюбленная в Петербург, которая отшивает свои коллекции с видами Санкт-Петербурга. С осени я продаю у нее шапочки. Сейчас мне хочется связать много шапочек к ее новой коллекции, к новым цветам пальто, кардиганов. Плюс я очень хочу отвязать шапок, собрать подружек и устроить фотосессию. Когда наступит осень, возможно, на это не будет времени.

Как ты планируешь свою работу? Твой тайм-менеджмент тебе нравится?

Он плохо работает. Потому что у меня нет силы воли, мне трудно оторваться от спиц. Сидишь вяжешь, перевернул — опять вяжешь. Но я работаю над этим. Первый шаг — это, конечно, распределение времени. А если ты развиваешь только Инстаграм, то когда писать статьи о пряже или что-то новое тестировать? Поэтому еще один план на весну — написать много постов. Самое главное во всем этом для меня сейчас — я завела себе блокнотик, красивый, с цветочками и розовыми страницами, купила в Подписных Изданиях. И когда у меня возникают какие-то мысли, я их сразу записываю. У меня по всему дому разбросаны листочки и блокноты. Сяду, соберу всю свою стопку и запишу все идеи. Разобью их по категориям и буду выполнять. Может быть=)


Фотография из блога Ольги Бойко

Почему ты думаешь что у тебя будет больше времени весной и летом?

Потому что весной и летом на шапки и шарфы смотреть не хочется. Прошлым летом я обвязывала друзей, друзей друзей, и в Инстаграме было всего 2,5 тысячи человек. А сейчас не уверена, но уже чувствую, что идет спад по шапкам и шарфам.

Как ты поступаешь, если пропадает вдохновение?

Такое бывает — проснешься, дел куча, а тебе не хочется и не можется. Тогда я отключаюсь на день-два. Ухожу из Инстаграма, от вязания, от привычных дел. Покупаю билет и иду в Эрмитаж, днем. Или в Русский музей — вальс в уши и не вникая хожу по залам, либо просто гуляю по городу. Прогулки отлично помогают, плюс отключение — никакой почты, социальных сетей. И когда ты так день-два сделаешь (иногда требуется больше), потом волна вдохновения и новых идей накатывает — и это круто! А без запала ничего не получается. Элементарный узор вяжется медленно и с ошибками.

А семья тебя поддерживает?

Ой да, моей семье огромное спасибо. Муж меня очень поддерживает! И за это ему огромное спасибо — если бы не он, то, может, не было бы такого моего пути. Я его иногда спрашиваю — «Тебе не смешно, что я вяжу?» и слышу: «Ты счастлива? Это главное». Он иногда приходит, и я говорю, впервые в жизни, наверное: «Я сегодня была очень счастлива». Хотя я могла целый день не выходить из квартиры — вязать, отвечать на письма, вдохновляться картинками и пить чай с лимоном у окна. А он говорит — «Ты не представляешь, для меня это самое важное». Иногда бывает, что он приходит домой, а в коридоре стоят два пакета пряжи, на стеллаже еще один, и я в комнате сижу в кресле, вся в мотках. Понятно, не смогла просто так из магазина уйти. И со стороны всей моей семьи есть поддержка, это очень важно. Я сейчас встречаюсь с очень многими девочками — сейчас, помимо вязания на заказ, огромное место в моей жизни занимают мастер-классы, и очень частый вопрос «Как относится твоя вторая половина?» Многие не понимают — фу, вязание, что это такое? Кстати, один из планов на весну — отвязать наконец себе шапку. А то сапожник без сапог.

Вязания из бабушкиного хобби и вынужденной меры, когда ничего не купить, превратилось в тренд. Часто в городе можно встретить модных девушек, вяжущих в кофейнях. Как он появился?

Мне кажется, что «виноваты» Инстаграм и блоги, красивая фотография. Для меня ЖЖ и блоги появились 7-8 лет назад, когда я переехала в Петербург. А еще мне кажется, важно то, что каждая девушка сидит и думает: «Я увидела у звезды шапку, увидела шерсть в магазине, и я смогу». Первая-вторая не получится. А пятая, восьмая — получится. И она своими руками сделает себя стильной. Мы же, девочки, любим это. Плюс доступность — приложив определенное количество усилий, это может сделать каждый. Интересное наблюдение — раньше девочки не хотели на мастер-классах вязать в кафе, а сейчас наоборот — я вяжу в Старбаксе, в Зингере, в Гарсоне. В уютных публичных местах, и меня прет.

Надеюсь что вязание сейчас станет супер-популярным, кстати европейские производители пряжи давно эту фишку просекли — в Европе изначально относятся к вязанию по-другому, там есть тренд «дорогая ручная работа» или «дорого, потому что сделано руками». Почему я раньше стеснялась? Потому что у нас есть стереотип, что это от бедности, что не можешь пойти в магазин и купить что хочешь. И так интересно повернулась жизнь — сейчас в магазине можно купить дешевое и не очень качественное, тогда как ручная работа начинает цениться. Я зачастую хожу в ту же Зару, смотрю там модель свитера, которая мне нравится, закрываю глаза на то, из чего он сделан. Лучше подкопить, купить хорошую пряжу и связать себе самой понравившуюся модель, потратить на это время и в итоге получить море удовольствия и от процесса вязания, и от носки. В общем, у меня большая аллергия на то, что продается в магазине, даже на кашемировую с акрильчиком Зару.


Фотография из блога Ольги Бойко

Расскажи про то, когда у тебя появилось внутреннее разрешение на то, чтобы учить других? Не просто связать шапку на заказ, а на то, чтобы кто-то потом сказал — «Я круто вяжу, и меня этому научила Оля».

Сдвиг произошел, когда я учила подружек. Иногда я не могла до них что-то донести и в итоге что-то не получалось. Тогда я подумала, что у меня нет предрасположенности к преподаванию, хотя я же педагог по образованию. А потом очень случайно получилось, когда кто-то в Инстаграме попросил именно индивидуальный мастер-класс. И я рискнула, и они пошли — один, другой, десятый. Есть такая замечательная девочка, одна из моих учениц, Николь — когда мы с ней впервые в Старбаксе сидели, закончили учиться и прощались, она спросила: «Оля, можно я тебя обниму?», хотя три часа назад мы не были знакомы — и тут у меня в мозгу что-то переключилось и я подумала: «А если я и правда несу людям такое вдохновение? Мы же за два-три часа многому очень учимся, и если девочки так от меня заряжаются и вдохновляются, и им так нравится — почему бы нет?». Я собрала по этим же темам групповые занятия и смотрю — хорошие отзывы, людям нравится. Мне нравится приносить людям кайф, я сильно заряжаюсь от этого. То есть это еще один — и огромный! — источник вдохновения. Сначала я чувствовала себя странно — сидит за столом и вяжет. Но когда ты с людьми, с которыми тебя объединяет общее дело — это очень круто.

Насчет преподавания — я стараюсь, во-первых, строить ассоциации. Я пытаюсь донести не то, что вот есть одна и вторая петля, а вот, смотрите — эта петля похожа на такую-то букву, или вот она открыта — то есть я стараюсь у ученицы в мозгу ассоциацию зацепить и на достаточно понятийном уровне донести так, чтобы она пришла домой и на следующий день вспомнила, как Оля говорила насчет этой петли, что она похожа на такую-то букву. Это мой метод.

Во-вторых, мы с девочками с мастер-классов продолжаем общаться, они мне пишут, рассказывают об успехах и опытах. По сути, я педагог, я долго училась, мои навыки теперь передаются другим. Иногда попадаются такие гении, которые никогда спицы в руках не держали, а потом сидишь и думаешь — мы уже выполнили все, что запланировали, а время еще осталось. Давай еще что-то! Потом назад поворачиваешься и думаешь — это я научила, человек ничего не умел! И опять вдохновение и кайф. Я всю жизнь себя искала, не знала, чем заниматься. То, что я работала в офисе — это была, скорее, необходимость и там не было такого что «оооо как мне нравятся телекоммуникации, пойду в них работать!» Такого не было, надо было просто зарабатывать. А вязание и преподавание идут от души, и когда я понимаю, что научила человека чему-то, чему я не научилась в университете, а что пришло ко мне от мамы, цепляет меня в душе и то, что я, благодаря своему опыту, научилась и делала, а теперь его передала — вот в этом кайф. Я чему-то научила,  я смогла, это мое! Это делает меня счастливее.


Фотография из блога Ольги Бойко

Что тебе больше нравится проводить — индивидуальные или групповые мастер-классы?

Мне очень нравится преподавать. Всегда по-разному, мне нравятся и индивидуально, и для групп. Потому что в группе ты учишься выполнять много дел сразу, работаешь на учениц разного уровня подготовленности, это такое иногда сложное дело — рассадить их внутри группы. У меня был опыт с группой, когда я с нуля 5 человек за один мастер-класс одновременно научила. Причем они все разные оказались. Индивидуальные — это разнообразие, более камерный формат. Ну и плюс у нас в городе очень трудно с помещениями, куда можно прийти большой компанией, сесть и несколько часов вязать.

А что-то амбициозное типа «Школы Оли» у тебя есть в голове?

Это тоже есть плане на лето. Возникла идея сделать курс  вязания — за два месяца научить вязать шапки «как в Инстаграме у Оли». Сделать три занятия, но с подробным домашним заданием, разбить встречи на раз в две недели, чтобы они были атмосферные, в Петергофе, Павловске, на полянке. Представьте — расстелить пледик, взять термос с лимонадом и вязать. Там же такая атмосфера! Этого еще никто не делал.


Фотография из блога Ольги Бойко

Каковы твои советы начинающим — тем, кто вяжет для себя и на грани на заказ, или на заказ, но новый формат?

Я бы посоветовала, если какое-то внутреннее стеснение и не знаешь, заниматься или нет — надо пробовать. Причем несколько раз, потому что на первом может прийти не та эмоция. Если очень стесняешься — занизь цену. Сделай первые несколько раз не из-за денег, а чтобы понять, хочешь ты этим заниматься или нет. И потом, когда увидишь свою эмоцию от реализованного заказа — вдохновишься на следующий или нет.

Есть ли у тебя какая-то мечта, связанная с вязанием (такая тавтология)? 

Я хочу открыть магазин. Хочу и дальше заниматься вязанием, в этом мой огромный кайф. Хочу в конце концов маленький шоурум на Невском. Моя визуализированная мечта — окна в пол, зима, в центре помещения стоит круглый стол и запах кофе. И шкафчики с пряжей. Люди идут мимо и смотрят в окна, а там кресла, атмосфера, уютно, за столом красивые девушки вяжут.

Блог Ольги Бойко
instagram - @gravitaziya

Текст - Наталия Франкель
Фотографии - Ирина Ванеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Яндекс.Метрика